Д.С. Молоков
ГОУ ВПО Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Декан факультета социального управления, Кандидат педагогических наук, доцент. Ярославль, Россия

В 1968 году американские исследователи Р. Розенталь и Л. Якобсон осуществили в нескольких школах США оригинальный эксперимент. Они провели тестирование умственных способностей учеников и обозначили работающим с ними педагогам несколько детей, которые отличались повышенными интеллектуальными способностями. При этом исследователи намеренно ввели в заблуждение учителей: ими были названы случайно выбранные, ничем не выдающиеся дети. Проведенное через год повторное тестирование позволило зафиксировать реальное улучшение показателей умственного развития указанных учащихся.

Подобный эксперимент подтвердил дидактическую закономерность, заключающуюся в том, что усилия педагога, его подготовленность определяют возможности для реализации и развития способностей учащихся. Проблема профессиональной подготовки педагогов к работе с одаренными детьми чрезвычайно актуальна в теории и практике современного образования. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности, и сферами интересов, следовательно, программы для них должны быть индивидуализированы. Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности этих детей определяют требования к психологической атмосфере на занятиях и к методам обучения. По силам ли задачи изменения содержания, процесса, атмосферы обучения неподготовленному к этому учителю? Чаще всего нет. В то же время именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в своем учителе [4. С. 203].

Современная система образования в России испытывает явный дефицит педагогов, подготовленных к работе с одаренными и талантливыми детьми. Предметная направленность профессиональной подготовки учителей, сокращение объема часов, отводимых на изучение психолого-педагогических дисциплин в вузах, безусловно, не способствуют формированию у будущих педагогов умений грамотно дифференцировать учебно-воспитательный процесс и выстраивать индивидуальные планы развития детей с различными способностями. В то же время решение проблемы сопровождения одаренности связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны.

С 60-х годов ХХ века в нашей стране существуют специализированные классы и школы, куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. Наиболее успешно работа содаренными детьми в наши дни строится вобразовательных учреждениях повышенного уровня обучения (лицеи, колледжи, гимназии, авторские школы, школы суглубленным изучением отдельных предметов ипр.), которые вбольшей степени способствуют продуктивному личностному ипознавательному развитию, чем существующая всовременной общеобразовательной школе система организации школьной жизни.

В нашей стране существует всего 4 специальных школы-интерната для одаренных детей: в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Все учреждения возникли по специальному постановлению правительства еще в 1963 году. В то время в списке вместо Екатеринбурга был Киев. Преподавательский состав школы образуют не только учителя, а профессора вузов, ученые.

Отечественными педагогами Н.С. Лейтесом [4], А.М. Матюшкиным [3], В.И. Пановым, В.П. Лебедевой, Ю.Д. Бабевой, С.Д. Дерябо, В.А. Орловым, В.С. Юркевичем, Е.Л. Яковлевой [3], В.А. Ясвиным, А.И. Савенковым и др. проведен ряд исследований по выявлению, обучению и развитию одаренных детей в рамках программы личностно ориентированного и практико-ориентированного образования, в условиях общеобразовательной школы и дополнительного образования; разработаны развивающие образовательные технологии, которые изменили отношение к этой категории учащихся; определена стратегия по созданию новой модели образования, способствующей разностороннему развитию каждого школьника.

Любопытно, что российский опыт работы с одаренными широко распространяется в странах Востока: в Южной Корее, Сингапуре, Китае, Таиланде. Китайские школьники добиваются больших успехов на международных олимпиадах во многом благодаря тому, что они использовали опыт Советского Союза в работе с одаренными детьми. В государственную школу-интернат, созданную по образцу школы им. Колмогорова при МГУ им. М.В. Ломоносова в 2002 году в Южной Корее, огромный конкурс в несколько десятков человек на место.

В свою очередь, отечественным сравнитологам интересен опыт высокоразвитых стран мира по сопровождению одаренности и подготовке педагогов к работе с одаренными и талантливыми детьми. Заслуживает внимания, прежде всего, европейская и американская модели профессиональной подготовки педагогов, ибо в этих регионах мира в течение длительного времени ведется работа с одаренными учащимися.

В течение ХХ века на Западе одаренных детей обычно классифицировали с помощью тестов коэффициента интеллекта, но недавние разработки в области теории интеллекта подняли проблему ограниченности подобного тестирования. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Поэтому в большинстве школ Европы и США были созданы программы для работы с одаренными детьми и, в связи с этим, серьезно изменены и дополнены программы профессиональной подготовки педагогов.

Важную роль в развитии профессиональной подготовки педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми, играют международные организации, исследующие одаренность. С 1975 года существует Всемирный совет по одарённым и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. С 1988 года действует Европейский комитет по образованию одаренных детей (Евроталант) международная неправительственная организация с консультативным статусом при Совете Европы. Деятельность Евроталанта разворачивается в трех направлениях. Во-первых, законотворческая деятельность при Совете Европы. Она ориентирована на совершенствование системы образования с учетом особых потребностей одаренных детей. Во-вторых, проведение научных исследований и разработка концепции одаренности и педагогических подходов к одаренным детям. В-третьих, практическая поддержка одаренных детей, т.е. организация и помощь специальным школам, летним лагерям, консультативным центрам для вундеркиндов и т.п. Результаты работы этой организации во многом определяют подходы к подготовке педагогов с одаренными детьми в системе профессионального педагогического образования европейских стран.

Подготовка педагогов к работе с одаренными учащимися за рубежом учитывает различные формы организации. Одна из них выделение внутри одного класса групп с разными уровнями умственного развития. Одаренные дети получают возможность учиться в своем классе, но в группе сверстников, близких им по уровню способностей. Положительный, но не столь заметный эффект дает еще одна форма организации создание групп с высоким уровнем интеллекта на основе нескольких классов. Важную роль в привлечении внимания к проблемам одаренных детей и распространению информации об одаренности играют разнообразные ассоциации и объединения педагогов, психологов и родителей одаренных детей.

Особую роль в подготовке педагогов к работе с одаренными детьми играет сфера дополнительного (неформального) образования. Связано это с тем, что школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех учащихся, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей. Именно дополнительное образование способно расширить сферу творчества одаренного ребенка. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

За рубежом действуют центры каникул для одаренных детей, говорящих на разных языках, способных дать мощный импульс интеллектуальному развитию ребенка. Наиболее известными в Европе являются летние центры каникул для одаренных детей при Кейдмьюрской международной школе в Великобритании и международный центр каникул французской ассоциации ALREP.

Одаренный человек это, прежде всего, одаренная личность. Для развития способности одаренного ребенка реализовать свой дар необходимо создать особые условия, позволяющие ему учиться и развиваться. Речь идет не только о построении обучения на основе личностно-ориентированного подхода, но о создании условий для индивидуального, дифференцированного обучения, которое должно осуществляться подготовленными педагогами и наставниками (менторами), хорошо разбирающимся в специфике обучения одаренных детей.

В США выделение многих видов одаренности служит важной цели привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития. Знакомство с многообразием проявлений одаренности играет особое значение в профессиональном становлении и развитии педагогов. Не случайно в докладе С. Марлэнд Госдепартаменту США (1972) отмечалось, что различия между видами одаренности не могут рассматриваться без учета мотивации, сложившейся самооценки, других индивидуальных особенностей, от которых зависит реализация способностей [1].

Современная система подготовки педагогов к работе с одаренными и талантливыми детьми в CШA учитывает психолого-педагогические особенности рассматриваемой группы учащихся. К педагогам предъявляются особые требования, связанные с необходимостью применять нестандартные подходы к обучению и воспитанию.

Уже на этапе, предшествующем поступлению в колледж, по мнению В. Вард и П. Торранса [5. С. 68], важен тщательный отбор среди избравших профессию педагога. Оцениваются мотивация к преподавательской деятельности, ответственность, способности к обучению, система ценностей, интерес к работе с молодёжью, психологическая зрелость, уровень творческого мышления, личностные качества.

В ходе подготовки педагога к работе с одаренными детьми в США особое внимание уделяется формированию базовых психологических знаний и умений применять их в практической деятельности. Осознается необходимость глубокой общетеоретической подготовки педагога, сформированной системы взглядов, ценностей и профессиональных качеств. При этом важной чертой подготовки будущего педагога является его самостоятельность, независимость в процессе обучения. М. Голд пишет: Студент, который во время учёбы в вузе лишь следует предложенному преподавателем списку литературы и выполняет его задания, вряд ли будет способен к дальнейшему личностному и профессиональному развитию. Такой стиль работы мало соответствует потребностям одарённых учащихся, с которыми придётся работать будущему учителю [2. С. 76].

В процессе обучения в вузе важную роль играет практическая деятельность будущих педагогов, соединённая с их научно-исследовательской работой в области психологии одарённых детей, изучения и составления методик работы с ними. Они включают составление гибкого индивидуального учебного плана для ребёнка с учётом его способностей и возможностей, создание условий для самостоятельной познавательной и творческой деятельности, владение новыми методами и технологиями работы с одарёнными учащимися.

Педагогами Соединенных Штатов Америки накоплен богатый практический опыт, достигнуты позитивные результаты в области диагностического тестирования, разработки методики обучения одаренных детей, создания соответствующих учебных программ, специальной подготовки учительских кадров. В этой деятельности принимают участие Департамент образования США, многие университеты и колледжи, местные органы образования, общественные организации. В этой стране возникли научные центры исследований в области выявления и обучения одаренных детей при университетах штата Индиана, Коннектикут, Калифорния, Флорида и других, был организован выпуск специальных журналов (“Gifted Child Today”, “Gifted Education International”, “Educational Researcher”), возросло число публикаций по данной проблематике [6. С. 112].

В отборе организационных форм обучения одаренных детей в США существуют несколько направлений: обучение одаренных детей в рамках обычного класса, но по индивидуальным программам; создание для одаренных детей специальных классов в структуре обычной школы; организация специальных школ. Это определяет и подходы к подготовке педагогов в США.

В США разработаны и активно используются различные стратегии обучения одаренных детей, на основе которых и осуществляется разработка специальных учебных программ. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение (ранее поступление в школу, ускорение в обычном классе, перепрыгивание через класс, обучение в профильных классах, обучение в частной школе и пр.) и обогащение (более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, расширение изучаемой области знаний за счет получения дополнительного материала к традиционным курсам).

Необходимо отметить также социальные механизмы и формы взаимодействия одаренного учащегося с учителями и наставниками. Правильный выбор учителя зачастую предопределяет успех всего процесса обучения и воспитания личности одаренного ребенка. Учитель, приступающий к работе по программе, должен обладать высоким профессиональным уровнем, уметь налаживать дружеские взаимоотношения с учащимися, осуществлять творческий подход к обучению. На основе исследований американского педагога С.Бергера выделены функции учителя, работающего с одаренными детьми. Учителя могут помочь одаренным, сотрудничая с учителями-предметниками. Вместе они могут модифицировать расписание, изменить стратегии обучения, цели учебной программы, а также усовершенствовать процедуру оценки знаний.

Особое значение в образовании одаренных детей в США играют информационные технологии: наряду с совершенствованием навыков работы на компьютере они повышают мотивацию обучаемых, способствуют их самообразованию, развитию познавательной сферы личности. При американских вузах действуют курсы повышения квалификации педагогов по работе с информационными технологиями обучения (в том числе и заочные). Соответствующие дисциплины являются и неотъемлемой частью высшего педагогического образования.

Использование наставнических (менторских) программ является сегодня одним из наиболее эффективных условий совершенствования воспитания и обучения одаренных учащихся в США. Взаимоотношения с наставником дают возможность одаренным молодым людям разрешить такие проблемы, как планирование будущей карьеры, развитие способности к выявлению приоритетов и к постановке долговременных целей. Наставник выступает как советник, консультант, является моделью поведения для ученика, при необходимости играет роль критика, если это может облегчить достижение учеником поставленных целей.

Менторство как особая форма работы с одаренными детьми уже в течение длительного времени используется на Западе. Неудивительно, что в ряде стран Европы, а также в США менторов готовят в рамках системы профессионального педагогического образования. Менторство осуществляется в нескольких видах: менторы могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными выдающимися учениками для того, чтобы расширить их знания о мире профессий и специальностей, либо они могут систематически работать с малой группой или одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени. Классический вид менторства связан с историческим пониманием этого термина наставник, советчик, тот, кем учащийся восхищается, кому стремится подражать, кто оказывает влияние на его жизнь.

Менторство приводит к учению с увлечением и дает школьникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного образа Я и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Важнейшая особенность менторства, отвечающая одной из важных потребностей одаренных детей, возможность преодолеть разрыв между классной комнатой и окружающим миром, принять участие в реальной жизни не дожидаясь окончания школы.

Итак, проблема подготовки педагогов к работе с одаренными детьми актуальна и ее решение позволяет решать важнейшую задачу учета индивидуальных способностей школьников. Зарубежный опыт профессиональной подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми, весьма разнообразен и может быть интересен отечественной системе образования.

.