Все говорят об электромобилях. Если есть что-то, что сейчас любит автомобильный мир, так это автомобили с батарейным питанием. Практически нет компании, которая не объявила о планах выпустить хотя бы один электромобиль в ближайшем будущем. И в случае, если она этого еще не сделала. И хотя концепции электромобилей более века, современные электромобили далеки от нее, поскольку технологии меняются и развиваются с течением времени.

С годами двигатели внутреннего сгорания, похоже, со временем простаивали, и за это время электродвигатели стали меньше, компактнее и эффективнее. Более того, по прогнозам различных аналитиков, а также самих производителей электромобили в самое ближайшее время вытеснят машины с двигателями внутреннего сгорания. Неужели это нас ждет?

Проблема в том, что люди не любят ждать, а нынешние аккумуляторы очень медленно заряжаются. Другая основная проблема электромобилей связана с максимальным пробегом и соответствующим планированием маршрута. Люди хотят, чтобы электромобили были как минимум не хуже обычных моделей, которые даже при всех сложностях, связанных с модернизацией, без проблем могут эксплуатироваться 15-20 лет. Другими словами, если автопроизводители не приложат усилий для обновления технологий уже проданных гибридов / электромобилей, становится все более очевидным, что они станут ненужной грудой листового металла менее чем через 10 лет, когда производительность их батарей разбился. Между тем автомобили с обычным двигателем старше 30 лет продолжают ездить по дорогам. Устаревание электромобилей станет все более серьезной проблемой, поскольку к 2026 году аккумуляторные батареи станут все более дорогим товаром, а время зарядки будет все больше и больше сокращаться. Стоимость старых электромобилей значительно падает с каждым годом, что также является серьезным препятствием для людей, рассматривающих покупку автомобиля с батареями. Если кто-то решит купить 10-летнюю машину на электричестве, ему непременно стоит серьезно задуматься над своими действиями. Представьте, что теперь вы покупаете старую Nokia 6600. Если вы вспомните, как вообще выглядит этот телефон, напомним, когда он вышел десять лет назад, он считался инновационным смартфоном.

Скорее всего, такая машина не годится для езды по прошествии стольких лет. Его время автономной работы, вероятно, будет неудобным, а технология, которой вы когда-то хвастались, теперь будет казаться чем-то позаимствованным у Flintstones.

Учитывая быстрое развитие технологий в области электромобилей, мы решили забыть об их очевидных преимуществах и целенаправленно и пессимистично обратить внимание на потенциальные недостатки в долгосрочной перспективе.

Конечно, все мы согласны с тем, что автомобиль без глушителя очень полезен для окружающей среды, но мы по-прежнему сосредоточимся на других аспектах технологии — тех, о которых производители электромобилей тайно надеются, что вы никогда не узнаете.

Производство на нескольких континентах — сложная логистика

Большинство обычных автомобилей собирают из деталей, которые производятся и поставляются заводами, расположенными рядом с производственной линией. Производители часто открывают заводы на других континентах, чтобы приблизиться к местному рынку и снизить свои производственные затраты.

Всегда было и остается дешевле собирать и продавать автомобили на одном континенте, чем полагаться на один завод для поставок на международные рынки. Иная ситуация только у компаний, производящих эксклюзивные автомобили, покупателей которых не особо волнует окончательная цена, а продажи не в таких больших объемах, чтобы оправдать строительство отдельного завода.

Когда на рынке появился первый гибрид — Toyota Prius — все критиковали японцев за использование в нем никель-металлогидридных аккумуляторов. Металлы в этих батареях добываются в шахтах в изолированных частях мира, которые должны транспортироваться на большие расстояния для преобразования в батареи, которые затем должны быть отправлены на завод, где производятся сами автомобили.

Ситуация с электромобилями не сильно отличается, за исключением того, что производители начали производить аккумуляторы на собственных заводах. Однако цепочка поставок намного длиннее, чем у обычных автомобилей, что значительно удорожает конечный продукт.

Литий и другие металлы — откуда и по какой цене?

Как уже выяснилось, электромобили нуждаются в большом количестве драгоценных металлов для своих аккумуляторов. Первоначально в гибридах использовались никель-металлогидридные батареи, но позже акцент сместился на более эффективную литий-ионную технологию. Самая важная часть — это, конечно, литий, который в последние годы стал дороже. Откуда он?

Согласно исследованию, проведенному в 2015 году в США, Австралия является крупнейшим поставщиком лития в мире, за ней следуют Чили, Аргентина, Китай и Зимбабве.

Как и в случае с нефтью, запасы лития истощаются, и его цена растет из-за растущих потребностей автопроизводителей. И так до тех пор, пока человечество не изобрело новую технологию. Естественно, рост цен на литий также влияет на стоимость электромобилей, которые дорожают.

На этом проблемы электромобилей не заканчиваются, ведь литий — не единственный редкий металл, необходимый для их производства. Другие редкие металлы, такие как диспрозий, лантан, неодим, празеодим, также входят в состав батарей. Все они добываются в шахтах, загрязняющих окружающую среду.

Утилизация аккумуляторов — все ли к этому готовы?

Первому Prius почти 20 лет. Его батареи, конечно, не просуществуют так долго, и их придется заменять на каком-то этапе жизни автомобиля. Если бум продаж электромобилей оправдает ожидания производителей, это означает, что к 2045 году накопится огромное количество литий-ионных аккумуляторов для вторичной переработки.

Если вам интересно, почему именно 2045 год, ответ довольно прост — потому что это ровно через 20 лет после ожидаемого бума на рынке электромобилей в 2025 году.

И хотя литий-ионные аккумуляторы можно утилизировать, компаний по-прежнему недостаточно, чтобы взяться за эту задачу. Немногие компании на этом рынке все еще боятся выйти и заявить, что могут взять на себя такие большие объемы.

И хотя мы понимаем, что заводов по переработке лития все еще недостаточно для удовлетворения международных потребностей в ближайшее десятилетие, причина более чем ясна. В мире продано еще недостаточно электромобилей, чтобы спровоцировать создание таких заводов. Между тем, обычные автомобили также перерабатываются недостаточно.

У Toyota есть программа покупки старых аккумуляторов для своих гибридов, которые впоследствии перерабатываются и готовы к использованию. Тем не менее, все еще есть потенциал для оптимизации цикла, чтобы такие гибриды, как Prius, могли стать действительно экологически чистыми.

Прощай, легкий ремонт

Электромобили непросто ремонтировать, что не облегчает жизнь их владельцам. За исключением спущенной шины или перегоревшей лампы фары, в электромобиле нельзя ничего отремонтировать. Если вы поговорите с любым автомобильным фанатом, вы почти наверняка услышите, как он жалуется на то, что современные автомобили слишком сложны и их трудно ремонтировать. Однако, когда ваша батарея разряжается, вы всегда можете рассчитывать на коллегу в дороге, который даст вам питание с помощью кабелей. Это невозможно с электромобилем.

В любом случае электромобили должны быть более долговечными, чем обычные, чтобы зарекомендовать себя на рынке. Вы всегда можете отнести свой обычный автомобиль в любой сервисный центр, чтобы он вам отремонтировали, а с электромобилями это будет намного сложнее. Большинство электриков не имеют квалификации для работы с автомобильными электродвигателями, и даже если они обладают знаниями в этой области, они вряд ли будут иметь необходимые инструменты. Другой вариант — обратиться в официальный сервис, где с вас, скорее всего, «снимут шкуру», если, конечно, истек срок гарантии на машину.

Забываешь о приключениях в глуши

Помните приз Land Rover Camel Trophy? Фото и видео с этих гонок способствовали развитию имиджа Land Rover. Машины этой серии должны были уметь справляться со всем, и для этого они полагались на большие бочки с горючим.

Многие люди успешно используют свои электромобили для поездок из одной точки в другую, но ни одно из этих «приключений» не связано с поездками в отдаленные регионы. Причина более чем понятна, контактов нет.

Мы не ожидаем, что это изменится в ближайшем будущем, если вообще изменится, поскольку технологиям потребуется много времени, чтобы развиться, чтобы производители могли обеспечить своих клиентов достаточным пробегом на одной зарядке. Кроме того, чтобы стать свидетелями чего-то вроде Land Rover Camel Trophy, нам сначала придется стать свидетелями рождения внедорожных машин с электроприводом, что само по себе звучит захватывающе, но также далеки от времени.

Другими словами, электромобили не «убьют» обычные автомобили полностью. Не в отдаленных регионах и, скорее всего, не в более суровом климате. То же самое и с автомобилями, работающими на водородных топливных элементах, которые также нуждаются в сложной системе зарядки.

Возобновляемая электроэнергия или водород

Электрические автомобили являются довольно спорным изобретением. По инерции мы говорим, что электромобили полезны для природы, потому что они не выделяют в атмосферу парниковые выбросы, но мы часто забываем, откуда берется электричество для этих автомобилей. Чаще всего он производится на электростанциях, работающих от невозобновляемых источников.

Правительства многих стран сосредоточены на развитии «зеленой энергии», но прогресс в этой области довольно медленный. Если вы живете в доме, вы можете легко получить солнечные батареи, которые производят электричество, необходимое для питания вашего электромобиля. В любом случае солнечные панели совсем недешевы, а те, которые способны заряжать автомобиль, стоят прямо дорого. Более того, большинство людей живут в квартирах, где установка солнечных батарей невозможна.

На данном этапе мы рискуем принять водород как лучший выбор. Однако это также не очень разумный подход, поскольку водород извлекается из метана, и в процессе образуется диоксид углерода и монооксид углерода.

Конечно, у всех проблем электромобилей есть теоретические решения. Однако для того, чтобы теория стала практикой, должны быть четкие доказательства потенциального интереса рынка к электромобилям. Также важно, чтобы правительства были полны решимости поощрять покупку таких машин с различными субсидиями и налоговыми льготами.